Si vis pacem para bellum
Вчера вечером встретились с Ростом и пошли на самурайскую выставку в планетарий.

Первое впечатление было сразу перед прохождением кассы. Мощная журналистская аура повалила рекламный плакат выставки. В попытках поднять и поставить оный был познан дзен, поскольку рама держалась даже не на соплях, а на честном слове Абрамовича. С горем пополам совместными усилиями транспарант был водружен на место, где он простоял секунд двадцать, после чего вновь тихо опустился на пол. Мы пожали плечами и окунулись в мир ниппонской культуры.

Первое, что я увидел внутри, была лошадь. С моим-то счастьем находить их везде и всюду это неудивительно. Правда, лошадь пластмассовая, хоть и полноразмерная. На ней восседала фигура самурая в доспехе, и на сопроводительном описании было написано, что это самурай эпохи как-всегда-забыл с баннером его династии. Сам баннер был либо невидимым, либо его где-то благополучно сперли. Никакой сбруи на лошадке не было, что неслабо разочаровало моего внутреннего иппоголика.

Зато сбруя была достаточно подробно изображена на сдвижной ширме, и судя по картинкам, самураи считали очень важным подвязывание конского хвоста. Вообще ширма изображала передислокацию войск, и надо сказать, пропорция этих войск была весьма странной - на всю ширму было 2-4 пушки, зато чуваков с шомполоподобными девайсами было более чем дохрена. Еще улыбнуло загадочное... хм... приспособление, которое на манер пушки тащили на колесах три чувака. Представьте себе четырехколесную повозку, к которой сверху прикручен кусок штакетника. Серьезно - назвать этот аттач даже доской просто язык не поворачивается. Будь этот кусок дерева посолиднее, я бы предположил в нем таран, но таким тараном можно было пробивать разве что японские картонно-бумажные строения. Что не имеет смысла, так как даже без особого кунг-фу ихние стенки вполне себе пробивались пальцем.

Дальше располагались веера декоративные, командные и боевые. Первые по сути ничем не отличаются от тех, что парят у нас в переходах, третьи представляли собой вариацию на тему оружия Китаны из Mortal Kombat, а вторые улыбнули так же, как и любой другой японский rod of office:

Представьте себе узколикого генерала, восседающего на боевом коне. Зрелище не для слабонервных: призванная напугать (а по факту - просто ржачная) маска, куча украшательных свистелок и перделок, какой-нить род оф оффис, столь же почетный, сколько и бесполезный (ручка с бумажными полосками, прямоугольный веер или еще какая-то хрень), лук длиной больше двух метров (комплексы, хехе) и - внимание - какой-нить командирский баннер. Баннер - это отдельная песня: зачастую вместо вполне практичного древка с флагом за спиной командующего укреплялся высоченный и широченный девайс. Это мог быть здоровенный веер, не менее здоровенные заячьи уши (признак храбрости, об этом несколько позже), листья какого-то дерева и т.п. В общем, наверное, генерала было видно издалека, НО - черт побери, парусность командира сделала бы честь средней руки фрегату. Как он держался верхом на скаку, имея за спиной такой парус, лично я слабо представляю. Восток такой восток.

Теперь о зайцах. Экскурсовод сказала, что в Японии это тотем смелости. Лично мне показалось, что заячьи уши скорее обличали бы в самурае плейбоя, но у страны Восходящего Солнца на этот счет свое мнение. По легенде один из 3600 синтоистских богов (ппц) спустился на землю, чтоб проверить зверей на вшивость. Как это водится у богов, проверял он это по качеству принесенного ему дара. Медведь задрал и принес оленя, тигр принес шкуру волка, лиса (что характерно) сперла у людей кувшин с молоком. Ну а заяц сказал "У меня ни зубов, ни когтей... Короче, вот моя жертва" - и прыгнул в костер. Не знаю, насколько это было смело, но с тех пор ниппонцы считают зайца воплощением тупости смелости.

Дальше были различные шлемы. По словам экскурсовода, в нашлемных масках самураи передавали черты лица демонов и (!) европейцев, считая их одинаково страшными и запугивающими противника. Один из шлемов относился к эпохе, когда войн в Японии не было, и все самураи от безделья переквалифицировались в пожарных. Шлем был покрыт лаком, что наводит на размышления о его практичности в деле огнеборства. Вообще бумажно-реечные дома японцев горели на ура, так что никто их особо не тушил - "пожарные" бросались на дом с граблями и равняли его с землей, дабы огонь не перекинулся дальше. Такая-себе политика выжженной земли по-японски.

Потом, естественно, в экспозиции шли мечи, куда уж без них. Мое высказанное предположение о том, что катана - нифига не меч, а совсем даже сабля (изогнутое одностороннее лезвие, фиг ли), пожтвердилось одним из транспарантов. Сложность изготовления японского жопокола я познал еще когда писал о них статью, так что тут ничего нового не услышал. Ну а с точки зрения эстетики - несмотря на узоры, рукояти из кожи ската и прочие приблуды любой добротный прямой меч эпохи европейского средневековья, как по мне, даст сто очков вперед режикам самураев.

Особо подробно экскурсовод описала ритуал проведения сеппуку, то бишь фирменного самурайского самовыпиливания. На это шоу приглашались все друзья и враги самурая, самурай молился, писал хокку, рисовал арты, после чего со спокойным выражением физиономии вскрывал себе брюхо. Вскрывать брюхо надо было осторожно, чтобы не задеть брюшную артерию и не откинуть копыта, не помучившись. После того, как душа самурая оставляла его организм, стоящий сзади друг взмахом катаны окончательно делил героя на ноль, снося ему башку. Далее башка торжественно водружалась на полотенце и ставилась на алтарь, причем чем спокойнее был самурай, тем более пофигистичной должно было быть выражение его лица. Под стеклом на выставке даже лежал обьемистый талмуд с картинками, посвященный тому, как готовить башку самурая, куда ее потом девать и нахрена. К сожалению, полистать эту небезинтересную книжицу мне не удалось. К слову, в эпоху черт-побери-опять-забыл некий император запретил сеппуку, что вызвало у нас весьма закономерный вопрос о том, каким образом он за это самое сеппуку ухитрялся наказывать.

После этого настал черед ниппонских кимоно. Кроме жутко интересных данных о золотых нитях и прочих плетениях японскими девственницами в полнолуние высокосного года на восточном склоне Фудзи под ветками сакуры, из этой части экспозиции я вынес следующий факт: японские партизанки куртизанки завязывали пояс бантом вперед. Что, в свою очередь, не даст мне растеряться при попадании в Японию и даст пищу для троллинга не слишком продвинутых носительниц кимоно на выставках. Еще, по словам экскурсоводши, в начале ХХ века куртизанок в Японии было аж 6, "ввиду невостребованости профессии". Позволю себе некоторую долю скептицизма как в отношении указанной цифры, так и в отношении "невостребованности".

Дальше шел алтарь. В средневековой Японии с ее населением аж в 200к народу (два стадиона "Олимпийский") было не много ни мало 3600 богов. То есть если вы любите ковыряться мизинцем левой руки в ухе правой во время секса, вы вполне могли найти себе покровителя этого действа среди синтоистских богов. На экспозиции стоял алтарь, представляющий из себя помост о четырех столбах, на которых висели белые бумажки - обиталище духов. Ритуал был следующий: бросить монету на алтарь, хлопнуть два раза в ладоши, призывая духов, загадать желание и два раза им поклониться. По словам экскурсоводши Кати, из двух ее желаний одно сбылось, а второе почти, так что мы с Ростом тоже загадали по парочке желаний. После окинули взглядом всяческие костюмы, награды, поклонились гобелену с изображением Будды, Конфуция и (!) Иисуса Христа и отправились в Мураками завершать наш японский вечер поеданием суши.

Кампай!